Послевоенная жизнь школы
Начальная школа №8
В «Отчете о работе школ Йошкар-Олы за 1 полугодие 1945-46 учебного года» указано: «в 1945-46гг - вновь организованы школы №7, 8,11 (восстановлены довоенные)», из чего можно сделать вывод, что начальная школа №8, появившаяся в 1945-46 учебном году, является продолжением неполной средней школы №8, существовавшей до войны.
В 1945-46гг начальная школа №8 находилась по адресу Комсомольская, 84. К сожалению, нам не удалось установить, кто становится в этот момент директором школы. В отчете лишь отмечено, что в 1945-46 сменились (вновь назначены?) завшколой и завуч.
В школе обучалось 608 учащихся, дети учились в школе с 1 по 4 класс. Было 42 второгодника. Неохват детей обучением в районе на 1 января 1946г составил 3 чел. В 1 п\г 1945-46гг: на «4» и «5» обучалось 144 чел, на «1» и «2» - 91чел. (это средний результат по городу). Причинами неуспеваемости в школах города являлись следующие: «плохое качество знаний учащихся, прибывших из разных школ. Например, двое учащихся, поступившие в 4 класс школы №8 с оценкой «2» по русскому письменному и с поведением «3». По итогам учебного года на осень было оставлено 10 человек, 7 впоследствии переведены в следующий класс, 42 ученика были оставлены на 2 год. 19 второгодников было в первом классе.
Вызывает интерес возрастной состав учащихся, так в шести 1 классах, открывшихся в школе, и насчитывающих 227 учащихся, учились дети от 7 до «10 лет и старше». Вообще классов в школе было довольно много – 16. кроме шести 1 классов было пять 2-х, три 3-х и два 4-х класса. При таком количестве классов школа работала в 2 смены: 10 классов училось в 1 смену 6 во вторую.
В школе обучались в основном мальчики: из 608 учащихся 222 девочки. Большинство учащихся составляли русские дети (545ч), 26 мари, 26 татар и 11 человек «прочих». Языком обучения являлся русский.
В школе работало 15 учителей. В связи с тем, что еще несколько школ города были открыты вновь, возникла проблема с педагогическими кадрами, так, в начальной школе не хватало 2 учителей. 2 учителя работали и в 1 и во 2 смену. 2 учителя начальных классов - Ведерникова П.Н. и Васильева – учились в институте заочно. В школе работали и эвакуированные учителя: Бобкова М.С., Андреева О.А., Васильева, Михайлова. В школе нет специалиста-физкультурника, прикреплен работник лесоинститута для повышения политграмоты, «но он совсем не работает».
Послевоенные годы были очень трудными, что, разумеется, нашло отражение в документах. «Санитарное состояние школ в городе не вполне удовлетворительное, низкая температура (недостаток топлива, плохое его качество), нехватка техслужащих и отрыв их на погрузку и разгрузку дров отражается на чистоте и уборке помещений. Санитарное состояние школ проверяется систематически специальным врачом и медсестрой. За 1 п\г во всех школах проведены медосмотры и прививки против брюшного тифа.
В фонд помощи необеспеченным учащимся школа собрала 460 руб. Горячих завтраков в школе не было, но «во всех школах города имеются школьные буфеты, через которые дети получают сладкое и через день по булочке. В детской столовой в школе № 8 питается 230 детей. В январские каникулы организовано специальное питание для учащихся школ города на 1000 чел».
«Перьями и карандашами учащиеся обеспечены: было выдано по 14 перьев на каждого ученика, по 5 карандашей (но качество карандашей очень плохое) и по 7 тетрадей на ученика. Чернильный порошок очень плохого качества. При имеющихся перьях и плохих чернилах нельзя добиться чистого, хорошего письма у учащихся. Учебно-наглядное оборудование за текущий учебный год школы города не получали. Имеется острая нуждаемость в учебниках».
«Пионеров и комсомольцев» в 1 четверти было 60 человек (скорее, пионеров, какие комсомольцы в начальной школе?), из них 18 неуспевало; во 2 четверти количество пионеров возросло почти вдвое – 113 человек, число неуспевающих, напротив, сократилось до 7ч. В первой четверти в школе не было старшей пионервожатой. Как и во многих других школах города, в школе №8 была тимуровская команда. Тимуровцы города посещали семьи фронтовиков, пилили дрова, помогали в утеплении школьного здания и здания центральной библиотеки.
Родительский комитет помог вернуть в школу 2-х учащихся: Данилова Ю. и Малышева Г., помог в погрузке и вывозке дров для школы, провел учет остро нуждающихся детей, договорился о машинах для подвозки дров с 298 заводом.
В 1946-47 учебном году директором начальной школы №8 снова названа В.К.Павлова, правда, в конце данного учебного года она была освобождена от работы «за слабое руководство, необеспечение всеобуча по школе, за отсутствие контроля за работой учителей». Хочется сказать несколько теплых слов о ней: Варвара Кузьминична Павлова родилась в 1895г, получила высшее образование, на 1947г. стаж ее работы составлял 32 года, административный стаж 9 лет. Больше директором школы она так и не стала, до 1956г проработала в школе №8: долгое время являлась завучем и учителем биологии, руководила одним из лучших в городе приусадебным участком. Скончалась Варвара Кузьминична в 1993г.
Завучем школы была О.А.Андреева, историк, из эвакуированных учителей. Учительский состав школы выглядел следующим образом: из 20 педагогов, 8 человек имели стаж работы от 1 до 5 лет, 4 учителя – от 5 до 10 лет, 6 учителей проработали по 10-15 лет и 2ч. со стажем более 15 лет. Только один человек был членом партии. В числе учителей, названных в отчете, мы встречаем преимущественно новые фамилии: учителя начальных классов Уракова, Демина и Храмова, учитель истории, географии и естествознания Веснина. О работе учителей отмечено, что они не всегда используют наглядность, дают неточные формулировки, часто «бледны вступительные и сопроводительные беседы самих учителей». Учитель начальных классов Полушина написала заключительный контрольный диктант на «2».
Изменение педагогического состава школы объяснимо, т.к. школа стала начальной и учителя 5-10 классов ушли в неполные средние и средние школы. Так А.С.Голубева и Н.С.Кузнецова остались в 10 школе, Вахняк, А.Ф.Емельянова и О.М.Фофанова – в 7 школе. Многие педагоги, накопившие большой опыт работы, сами стали руководителями, так, например, А.Ф.Емельянова стала завучем 7 школы.
В процессе экзаменов школу № 8, как и многие другие школы города, контролировала инспектор Рыбакова.
Вызывают интерес данные о явке учащихся в школу 1 сентября 1946г: контингент 8 школы насчитывал 730 чел, явилось 808. На конец года из 758 учащихся 750ч по поведению получили «5», 7 учащихся – «4», и только 1 человек – «3». В школе было 307 пионеров, пионервожатой была З.Рожкина.
В конце 3 четверти состоялся городской смотр художественной самодеятельности: хорошие номера дали школы № 10, 11, 9, 4, 8. Хорами школ была исполнена кантата о Сталине, русские народные песни, песни советских композиторов, много сольных номеров.
В школьной библиотеке было 1400 книг, из них 600 учебников, 430 худ, 330 метод. литературы (методики больше, чем у всех остальных школ, много худ. и учебн. литературы).
Во время выборов в Верховный Совет РСФСР и МАССР в школе был размещен избирательный участок.
Неполная средняя школа №8 в 50-е гг
С начала 1947–1948 учебного года школа № 8 становится неполной средней. В этот, первый для школы-семилетки год, в ней работали только 1-5 классы, таким образом, в школу не добавили детей из других школ, а продолжали обучение своих учащихся, окончивших начальную школу, дальше – в 5, 6 и 7 классах. В 1947-48 гг. в школе №8 открылось четыре 1-х, пять 2-х, шесть 3-х, пять 4-х и три 5-х класса с общей численностью учащихся 849 человек: 382 девочки и 467 мальчиков. Не обучалось по району школы 6 человек. Учеба проходила в 2 смены: в первую учились 1-4 классы, а 5 классы во вторую. По национальному составу в школе обучалось 664 ч. русских, 25 ч. мари, 53 ч. татар, 4 украинца, 1 чуваш, 2 немца, 3 белоруса, 1 мордвин, 5 евреев. Среди учащихся к началу данного учебного года было 98 второгодников, из которых только 4 в 5 классе. Больше всего детей - 34 человека – было оставлено на повторный год в 1 классе, где, соответственно, учились дети в возрасте от 7 до 9 лет. На осень оставалось трое, из них двоих впоследствии перевели в следующий класс. Учащиеся 5-х классов изучали немецкий язык.
Школа № 8 по-прежнему располагалась по адресу Комсомольская, 84а, (тел. 3-88), а ее директором после снятия с должности В.К.Павловой стал Кропотов Аркадий Васильевич (математик). Завуч начальных классов Андреева О.А. была освобождена по личному заявлению. Долго не могли найти нового завуча.
На той же улице Комсомольской располагались в этот период еще две школы: по адресу ул. Комсомольская, 78 находилась школа №4, а по адресу ул. Комсомольская, 114 – школа №9. Как нам стало известно в результате поисков, именно часть улицы Комсомольской в 60-е гг. получила название пр. Гагарина и возможно, что в последующем то же самое здание значилось в документах по адресу Гагарина, 8, где и находилось старое, деревянное здание нашей школы, которое помнят бывшие ученики и учителя, вплоть до своего сноса в 1968г.
В течении 1947-48 учебного года из школы выбыли 113 человек, из которых один ученик 1-4 классов был исключен, 6 выбыло в результате длительной болезни, по одному ученику отправились работать в колхоз или занимались домашней работой и 104 человека перешли в другие школы города. Число второгодников к концу учебного года сократилось и составило 79 человек.
При школе имелась спортплощадка, которая была недостаточно оборудована, работал физкультурный кружок, который посещали 53 ученика начальных классов и 48 ребят были участниками спортивных соревнований разного уровня. Работала школьная библиотека, в которой было 1100 учебников, а так же художественная и методическая литература; имелось 6 репродукторов. Пионерская работа была поставлена слабо, пионерская комната не оборудована, руководящие органы отмечали, что «тов. Кропотов не руководит ею». В период выборов школьники дали 3 концерта для избирательных участков.
Послевоенная школа работала в трудных условиях, о чем свидетельствуют строки из Постановления Совета министров Марийской АССР от 4 февраля 1947г. «Об осуществлении закона о Всеобщем обязательном обучении детей»: «…..Обеспечить выкуп учебников школами у книготорговых организаций и принять меры к немедленной вывозке учебников и доведению их до школ……Организовать при школах для наиболее нуждающихся учащихся горячие завтраки за счет продуктов, получаемых из подсобных хозяйств и пришкольных участков,……..принять меры по обеспечению нуждающихся школьников одеждой и обувью как за счет централизованных рыночных фондов, так и за счет расширения производства всех этих товаров в промысловых артелях и промкомбинатах».
Но не смотря на принятые меры спустя полгода ситуация продолжала оставаться сложной. В «Отчете о работе школ города за 1947-48 учебный год» отмечены следующие проблемы, с которыми столкнулись школы: «Средств на содержание школ и учебное оборудование выделено крайне мало, в результате этого в школах мебели и учебно-наглядных пособий не хватает, особенно во вновь организованных 7-и летках (№3, 4, 6, 8). В школах №3,4,5,8 совершенно нет физических и химических приборов, крайне мало других наглядных пособий. Недостаточное обеспечение худ. литературой: в школах № 8,3,4,5,6 в библиотеках от 150 до 250 экземпляров, а учащихся от 450 до 860 чел. Часть комнат школьных зданий заселена техперсоналом и учителями (т.к. нет квартир) (шк. 3,4,6,7,8)».
В неполной средней школе № 8 работало 28 преподавателей: 20 учителей начальных классов, 6 учителей 5-7 классов, 1 учитель «музыки, пения, рисования и черчения» и 1 учитель физкультуры и военного дела, а так же 8 человек составляли «обслуживающий хозяйственный персонал».
В отчетах сохранились фамилии следующих учителей, работавших в этот период в школе. Это директор и учитель математики Кропотов Аркадий Васильевич, который работал в школе №8 всего год, но общий стаж его работы составлял 21г, он имел незаконченное высшее образование и являлся членом ВКП(б). Неуспевающих по математике в школе не было. Так же не было неуспевающих по естествознанию, которое вела Варвара Кузьминична Павлова.
В 1947-48гг. была принята в школу учитель истории Софронова Клавдия Никифоровна, член ВКП(б), имевшая высшее образование и стаж работы 10 лет. По истории было 4 неуспевающих. Учителем географии была Медведева А.И. с высшим образованием и стажем работы до года. Большинство ее учащихся по итогам года получили оценку «3», имелось 5 неуспевающих.
Так же в школе №8 учителем русского языка и литературы работала и жена директора - Кропотова Лидия Григорьевна. Она экстерном закончила учительский институт, 2 курса пединститута, стаж ее работы насчитывал 24г., в данной школе 1 год. Интересно, что в числе учеников школы был и их сын по имени Борис.
Хорошими классными руководителями названы Софронова К.Н. и Дворецкая Е.С.
Руководству школы было предложено обратить особое внимание на работу молодых учителей Богородской (географ) - не продумывает материал, Никифоровой. Логиновой, Ведерниковой (нач. школа?) – «молодые учителя, не владеющие методикой». Так же молодым учителем являлся Герасимов, который 1 год после окончания курсов работал учителем 4 класса школы №3, после неоднократной проверки переведен в 3 класс 8 школы «под руководство опытного завуча Андреевой и директора. С работой за год справился удовлетворительно». Недостатки в его работе характеризовались, например, следующим образом: «Говоря о присоединении Украины к России, называет украинцев «гражданами».
Значительные проблемы в школах города были с преподаванием немецкого языка, т.к. было крайне мало специалистов; только 4 преподавателя в городе имели специальное образование. В неполной средней школе №8 учителем немецкого языка был Семенов Василий Степанович. Он окончил курсы иностранного языка, стаж работы составлял 9 лет, беспартийный. По немецкому в школе была хорошая успеваемость, без «2». Но в документах зафиксировано следующее: «Тов. Степанов просит перевод в женскую школу, рассчитывая на лучшую дисциплину учащихся в сравнении со смешанной школой №8».
Не смотря на строгость того времени, не посещали занятия политучебы учителя Дворецкая, Семенов, Хромова.
По итогам учебного года в следующий класс было переведено 713 учащихся 1-5 классов, 50 учащихся было оставлено на второй год и 21 на осень. Один ученик был исключен из школы. Интересно, что при этом на полях ведомости карандашом отмечено: «большой процент успеваемости». 48 учащихся школы в течение года принимали участие в спортивных соревнованиях разного уровня.
В сложных условиях проходила подготовка школы к новому, 1948-49 учебному году: «Тяжелое положение с 8 семилетней школой – почти все занято под кожно-венерическое и дезинтерийное отделения. До 8 августа ремонт невозможен, а так же сбор детей для подготовки к осенним испытаниям. Больные постоянно сидят на крыльце, ходят по двору, рвут цветы, уборная переполнена и ручьем изливается по двору, а ведь лежат дезинтерийные. Со стороны эпидстанции и горздрава не предпринимается никакой предосторожности и предупредительности. Школа обречена на срыв осенних испытаний и экзаменов………..Строится изгородь».
Шефскую помощь оказывал в этот период школе Горкомхоз.
В 1948-49 учебном году директором школы продолжал оставаться Кропотов Аркадий Васильевич, а В.К.Павлова, по-видимому, стала завучем, т.к. их совместно порицали за «плохое руководство кадрами».
В школу пришли новые учителя русского языка: Кузнецова Вера Михайловна, окончившая учительский институт, со стажем работы 18 лет, беспартийная, и вернулась работавшая в школе №8 до войны Румянцева Мария Никифоровна – так же с высшим образованием и стажем 20 лет, беспартийная. Кузнецова В.М. вместе с Кропотовой Л.Г. учились в кружке выразительного чтения при Доме Учителя.
Софронова Клавдия Никифоровна являлась учителем истории и географии. «Плохо работает над повышением своего теоретического и методического уровня, не пользуется доп. литературой, не увязывает с современностью, не использует наглядность». Кроме того, «в школе №8 недостает наглядных пособий: карт, картин, что снижает качество преподавания».
Учитель естествознания Варвара Кузьминична Павлова вела опытную работу на пришкольном участке.
Учителем математики был Шевняков П.П. со стажем 26 лет, из 91 его учащихся имелось 18 неуспевающих. Учителем физики являлась Шевнякова К.П., недостатком ее работы являлось отсутствие внеклассной работы по физике.
В школе работало два учителя немецкого языка: Пинегина Екатерина И. (образование среднее, московские 1 курсы, 13 л стаж) и Семенов Василий Степанович, из 86 учащихся которого у 13 человек была оценка «2». «При назначении новых кадров необходимо Семенова освободить от работы: не владеет дисциплиной класса, организацией урока, не проводит индивидуальную работу с учащимися».
Отмечено низкое качество работы и плохая успеваемость у учителей Храмовой В.И., Герасимова Л.Г.
На конец 1948-49 учебного года из 807 учащихся 61 ч. был оставлен на второй год и 68ч. на осень. «В школе недостаточно организована воспитательная работа, снижено поведение».
В 1950г. в школу №8 пришла работать Бусыгина Раиса Михайловна: 1924г.р., окончила пединститут, затем заочно Казанский географический факультет. После окончания пединститута работала в Мари-Туреке, затем 2 года в Йошкар-Олинской школе №3, где вела биологию. В школе № 8 работала с 1950 по 1982гг учителем географии. В 1975-82гг являлась завучем.
Как вспоминает Бусыгина Р.М., «школа была в основном мужская, хотя считалась смешанная. Учились преимущественно мальчики, в классе по 1-3 девочки. Район считался неблагополучным (площади Полевая, Базарная). Директор Кропотов мало внимания уделял дисциплине. Завучем был Тарасов».
В 1952-53 учебном году семилетняя школа №8 изменила свой адрес: если ранее в ведомостях указывался адрес Комсомольская, 84а, (тел.3-88); то теперь указан другой номер дома - Комсомольская, 150, (тел 3-88). По утверждению одного из старейших работников школы, Бусыгиной Р.М., с момента ее прихода в школу в 1950г. и до переезда в новое здание в 1968г. школа постоянно располагалась в одном и том же здании – на месте современного Дома Дружбы. Возможно, просто произошла смена нумерации улицы, вызванная какими-то изменениями в застройке города?
В школе в этот период обучался 751 учащийся, в течение учебного года были переведены в другие школы – 45 человек, в ФЗО, ремесленные и ж\д училища - 4, в другие УЗ – 11. Исключены из школы – 1 чел (5-7 класс), направлен в детдом – 1 чел. (1-4 класс), пошли работать на предприятия – 7 чел. (5-7 кл). В результате на конец учебного года осталось 737 человек. Из них на второй год было оставлено 53 учащихся: 22 ч. в начальной школе и 31 в 5-7 классах; на осень 62 ученика: 8 ч. в начальной школе и 54 в 5-7 классах. Всего в школе было по два 1 - 3 класса, и по четыре класса в параллели 4 -7.
В школе работал кружок юных натуралистов, членами которого были 35 учащихся 5-7 классов и «прочие кружки», в которых состояли 125 учащихся начальной школы и 364 ученика 5-7 классов. При школе был гимнастический зал и оборудованная спортплощадка. Кинотеатра не было, но работали 2 радиопродуктора. Работала школьная библиотека, в которой было 2472 книги.
Директором школы оставался Кропотов Аркадий Васильевич. Но с 1 августа 1953г директором стал Александр Васильевич Моторов (географ). В процессе работы нами был найден любопытный документ, позволяющий шире взглянуть на личность и деятельность нашего директора. «Характеристика Заведующего Моркинским РОНО Моторова Александра Васильевича». (Извлечения): «1908г.р., мари, член ВКП(б), имеет незаконченное высшее образование и стаж пед. работы 17 лет, в должности заведующего РОНО работает с января 1944г. Моркинский район по количеству школ и охвату обучающихся детей является одним из крупнейших районов в республике, несмотря на это тов. Моторов успешно справляется со своими обязанностями (2 декабря 1947г)».
В другом, не менее важном документе под названием «Годовой отчет семилетней школы №8 г. Йошкар-Олы за 1954-55 учебный год» содержится подробный рассказ о жизни школы в этот период, списки преподавателей и характеристика их работы.
Директором школы по-прежнему являлся Александр Васильевич Моторов, а завучем была Ворончихина Евдокия Ефремовна.
В первых классах обучалось 109 человек, учителями были Бирюков Н.М., Чекмарева, Силич; во вторых классах, где было 82 ученика, преподавала Городскова А.А., лучший учитель начальных классов школе, руководитель МО по начальным классам. Нужно отметить, что Августа Алексеевна еще в 1939г., когда работала в Пектубаевской средней школе Пектубаевского района Приказом по Народному Комиссариату Просвещения Марийской АССР за лучшие показатели в учебно-воспитательной работе, на 100% успеваемость учащихся и за активное участие в общественной деятельности среди населения была награждена путевкой на курорт и ее имя надлежало занести в книгу почета учителей – отличников Наркомпросса от МАССР. Другой учительницей второго класса была Вахрова. В третьем классе, где обучалось 34 ученика, преподавала Алатырева О.И.. Четвертый класс, судя по отчету, был один, не смотря на то, что обучалось в нем в начале учебного года 50 учащихся. Учительницей 4 класса была Сырейщикова А.Д., не смотря на большое число неуспевающих в отчете отмечено, что учитель с классом работает хорошо. В итоге на конец учебного года из 50 осталось 39 учащихся, остальные были переведены в школу №11.
В 5-7 классах работали следующие учителя: русский язык преподавали Кузнецова Вера Михайловна, Гортэ Галина Николаевна, Огородникова А.М., Ворончихина Е.Е. Учителями математики были Ефремова, Мосунова, Кропотов Аркадий Васильевич. Учителем физики являлась Халтурина, учителем истории была Токарева Евгения Васильевна (сестра А.В.Журавлевой, позже ушла работать в ПТУ), Конституцию преподавал Томилов, который являлся еще и зав. РОНО (согласно воспоминаниям старых работников школы, этот предмет должен был преподаваться только в школе-десятилетке и в семилетней школе №8 он только «числился»). Учителями географии были Бусыгина Раиса Михайловна и Моторов Александр Васильевич. Биологию вели Павлова Варвара Кузьминична и Мамкина Александра И. Последняя так же являлась учителем химии. Любопытно, что Мамкина А.И. была женой министра с\х МАССР. Учителем английского языка был Воронцов Г.Ф., а учителем немецкого языка Новоселова Л.И.
В школе работали кружки: математики (Кропотов), физический (Халтурина), литературный (Огородникова), юннатов (Мамкина), физкульт. коллектив (Ваганова), драмкружок (Федяшев), хоровой (Бирюков), рукодельный (Черепанова).
В этот период благодаря приходу нового директора в школе существенно улучшилась дисциплина, активизировалась внеклассная работа. Каждый вторник классные руководители проводили политинформации, каждый четверг все классы школы организовывали коллективные походы в кино с последующим обсуждением просмотренных картин. По субботам проводили воспитательный час и классные ученические собрания.
В городских соревнованиях по лыжам 1 место занял ученик 5 класса Медведев. Учащиеся акробатической и гимнастической секции физкультурного кружка принимали активное участие в худ. самодеятельности школы. Команда школьников заняла 1 место в розыгрыше по волейболу у всех 7-и летних школ города. Проводились встречи по волейболу со школами №3 и 6. Подготовлено 65 значкистов БГТО.
Во многих классах выпускались собственные стенгазеты, например, в 5 классах была газета «Пионер», в 7 классах - «Семиклассник»; общешкольными являлись газеты «За учебу» и критическая газета «Ёж». «Эта газета состояла из художественно-оформленных рисунков, которые критиковали плохую успеваемость, дисциплину отдельных учащихся, прогульщиков, газета была авторитетной. Она оказывала большое влияние на дисциплину и успеваемость учащихся. Учащиеся боялись попасть в «Ёж». От дирекции школы члены редколлегии «Ёж» получили благодарность, а на республиканском смотре газет в день печати в этом году и ранее (3-й раз) газета получила 1-ю премию».
12 апреля 1959г. пионерской дружине школы № 8 было присвоено имя Героя Советского Союза Сергея Романовича Суворова. Этот день стал традиционным праздником школы. «Пионеры 4-го класса провели очень интересный сбор в Доме Пионеров на тему: «Растите на благо отчизны», где они встретились с героем Советского Союза Костровым». Собирали металлолом (2т. 500кг.). Комсомольцы организовали вечер встречи с писателем Столяровым.
В ведомости по итогам 1954-55 учебного года директор школы А.В.Моторов почему-то указывает адрес ул. Пушкина, д.7, тел. 2-11, хотя, как повторим еще раз, старые работники школы утверждают, что никаких переездов в этот период не было, а резкое сокращение количества учащихся в этот период (572 учащихся на конец 1954-55 учебного года, при том что в 1952-53гг. в школе обучалось 751 человек) связано с тем, что открылась школа №13 (за вокзалом) и часть учащихся (полевые районы) ушли туда.
Состоявшееся 30 окт. 1959г. Городское учительское собрание г. Йошкар-Олы отметило работу учителя истории школы №8 Токаревой Е.В.(она «умело использует накопленный опыт и опыт лучших учителей, добивается положительных результатов в учебно-воспитательной работе») и учителя географии Бусыгиной Р.М., причем Раисе Михайловне было рекомендовано организовать обмен опытом воспитательной работы учащихся.
На этом же собрании были отмечены и недостатки в работе школы, в частность, сделаны замечания по работе на пришкольном участке (хотя, как отмечают те, кто учился и работал в деревянном здании школы, ее приусадебный участок всегда был в образцовом состоянии). Так же было отмечено, что в школе нет продленного дня, не проводится систематическая работа по изучению «Правил для учащихся», слабо организована работа кружков. Мало помощи оказывается нуждающимся детям – из 1000 выделенных израсходовано 200 рублей. В качестве положительного отмечено, что в метод. работе школы много внимания уделяют преемственности в обучении, налажено взаимопосещение уроков, проводятся открытые уроки.
Восьмилетняя школа №8 в 60-е гг
В 1960г. в школе №8 произошло два важных изменения: с 5 июля 1960г. ее директором становится Дробан Анна Ивановна (учитель истории) (1916 г.р, уволилась из школы 6 июля 1970г. в связи с уходом на пенсию). А с осени 1960г. школа становится 8-летней.
В декабре 1961г. школа размещалась по адресу Гагарина, 8, тел. 26-61 (в том же самом деревянном здании, сейчас на этом месте находится Дом Дружбы). Двухэтажное здание общей площадью 1338 кв м. было построено в 1935г и нуждалось в кап.ремонте. Было электричество и водопровод, но не было центрального отопления и канализации. Деревянные туалеты находились на улице. В здании школы было 12 комнат.
При школе имелась столярно-слесарная мастерская, библиотека, пионерская комната, но не было спортивного, актового зала, мероприятия проводились в коридоре. Интересно, что, не смотря на тесноту, в здании школы имелись так же буфет и гардероб.
При школе была спортивная площадка: беговая дорожка 60м; прыжковая яма в длину; баскетбольная площадка; волейбольная площадка. Зарядка проводилась в коридоре. На высоком уровне проводились «Олимпийские игры школы №8», к которым готовились дети и учителя. Их организатором была учитель физкультуры Винокурова Л.А. Нанимали духовой оркестр и все школьники с 4 по 8 классы с флагами спортивных обществ, с шарами, с ветками, с цветами шли по всему городу на стадион « Динамо», где проводились соревнования по легкой атлетике, показательные выступления и награждение победителей олимпийскими медалями: «золото», «серебро», «бронза», заказанные на заводе.
При школе был прекрасный приусадебный участок. Работала Ленинская комната под руководством Бусыгиной Р.М. и комната краеведения, которой руководила сначала Дробан А.И., а впоследствии Кириллова Н.Э. В школе действовала пионерская дружина им. С.Р.Суворова (с 1959г).
В те годы в школе обучалось 770 учащихся. Учеба проходила в две смены: 406 учащихся 1-4 классов учились в первую смену и 294 ученика 5-7 классов а так же 70 учащихся 8 классов во вторую смену.
Персонал школы составлял 51 ч.: 36 учителей, 1 библиотекарь, 1 пионервожатая, 13 работников. 27 учителей школы проживали в гос. зданиях, 3 ч. - у частных лиц на квартире, 5 ч. - в собственном доме.
В 1963-64 учебном году в школе насчитывалось 842 учащихся, из них 13 второгодников. По итогам 1 четверти было 15 отличников, из них 12 в начальной школе, 182 ударника, в т.ч. 116 в начальной; 434 пионера, 41 комсомолец, из них 1 не успевает.
В апреле 1967 директором восьмилетней школы №8 становится Виктор Федорович Иванов. Дробан Анна Ивановна по собственному желанию перешла на работу завуча.
Средняя школа №8 в 70-80гг
В сентябре 1968г. школа №8 переехала в новое, каменное здание, в котором она располагается в настоящее время. Здание школы на 1280 мест было построено СУ Марагрострой. За вход первыми в новую школу было соревнование, в котором победу одержал класс Нелли Элладьевны Кирилловой. Здание школы достраивали в процессе, учителя и ученики тоже помогали в подготовке новой школы: красили, убирали строительный мусор. Большой радостью было то, что при новой школе был большой спортивный участок. Старое деревянное здание было снесено.
С переездом в новое здание, осенью 1968г., школа №8 становится средней (десятилетней).
С 1967 по 1981 директором школы являлся Виктор Федорович Иванов. Он родился в 1921г., являлся ветераном Великой Отечественной войны, участником двух Парадов Победы на Красной Площади, заслуженным учителем МАССР, депутатом Ленинского районного совета депутатов трудящихся г.Йошкар-Олы первого созыва (3 февраля 1974-15 июля 1975г). Учитель математики, черчения. В 1981г. ушел на пенсию.
Учителя и ученики с удовольствием принялись осваивать новое, большое здание школы. В новом большом актовом зале ставились пьесы под руководством Телюватьевой Лидии Ивановны, причем в постановки она старалась привлекать трудных ребят. Так как в школе училось много детей актеров, проживавших в 2-х этажном доме на ул.Палантая, актеры драмтеатра являлись как бы нашими шефами и давали концерты в актовом зале школы.
После переезда в новое здание, в результате объединения со школой № 9, увеличился учительский коллектив. В те годы в нашей школе работали такие учителя, как Винокурова Людмила Александровна, учитель физической культуры, инициативный, творческий человек, создатель малых Олимпийских игр в школе. Она пришла на работу в школу № 8 в 1956 году. Ветеран спорта, Отличник народного просвещения России, Отличник физкультуры и спорта России.
Долгие годы ухаживала за садовым участком при школе учитель биологии Нонна Алексеевна Копанева. Активно пропагандировала туризм и краеведение Нина Ивановна Полякова. Так же увлекалась краеведением, ходила в походы с учениками учитель географии Раиса Михайловна Бусыгина. В 1975-82гг являлась завучем. В школе под ее руководством был создан музей В.И.Ленина, работал Совет музея. В октябрята и в пионеры учащихся принимали в Ленинской комнате. Команда школы занимала 1-е места в городе по туризму.
Многие выпускники школы хорошо помнят учителя начальных классов Алиду Карловну Тэтер, учителя истории Нину Алексеевну Рудницкую.
Мелентина Никифоровна Валова – учитель русского языка и литературы – в 1970-76гг являлась завучем по учебно-воспитательной работе. Ее дочь - Сумачева Татьяна Викторовна – так же преподает русский язык и литературу в нашем лицее.
«Вторыми мамами» стали для своих учеников учителя начальных классов Бахтина Валентина Васильевна, Кирилина Валентина Петровна, Кириллова Лидия Ивановна, Иванова Галина Павловна, Трапезникова Вера Федоровна, Канашина Анна Александровна.
Нельзя не отметить работу следующих учителей школы №8: учителей физики Хинканина Евгения Павловича и Кочеткова Алексея Николаевича; учителя математики Максимовой Эльвиры Александровны, учителей русского языка Федоровой Галины Захаровны и Николаевой Евгении Михайловны, учителя истории Кочергиной Павлины Павловны, учителя музыки Смышляевой Ирины Матвеевны.
Кириллова Нэлли Элладиевна, учитель немецкого языка, пришла работать в школу в 1963 году, педагогический стаж к моменту ухода на пенсию в 2004г. составил 51 год. Позже в школу также пришла работать ее дочь – учитель биологии Осбанова Елена Николаевна. Широко известен был школьный музей Советско – Венгерской дружбы под ее руководством. Хочется подробнее остановиться на работе этого замечательного музея.
В мае 1971г. были установлены побратимские связи между Марийской АССР и областью Ваш ВНР, создано марийское отделение общества Советско – Венгерской дружбы. С 1975г. наша школа стала коллективным членом ОСВД при марийском отделении. Ежегодно 4 апреля отмечался день освобождения Венгрии от фашизма, проводилась викторина «Знаешь ли ты Венгрию?», встречались с людьми, побывавшими в ВНР, с участниками освобождения Венгрии. Учащиеся нашей школы разыскали более 50 солдат и офицеров – участников боев за свободу Венгрии. Много у музея почетных грамот. Самая главная из них – Почетная грамота союза культурно – общественной дружбы и культ. связи с зарубежными странами. За 10 лет была проделана огромная работа по развитию интереса к Венгрии: устраивали ежегодные выставки книг, альбомов, сувениров, выпускали газету «Баратшаг», готовили концерты. В составе пионерской делегации ребята из нашей школы побывали в Венгрии и затем вели переписку со своими сверстниками из этой страны.
Школа №8 приняла участие в возведении нового микрорайона города – Сомбатхея. В 1977г. ученики 9-х классов помогали в строительстве ресторана «Савария», детского сада, школы, жилых домов. 8-е классы участвовали в закладке Парка Дружбы в Сомбатхейском микрорайоне, было посажено 1400 деревьев и кустарников.
В 1985г. в честь венгерской делегации, посетившей нашу школу, был, как всегда, устроен концерт, где танцевали русские, марийские и венгерские танцы, матч по мини – футболу между 10-классниками и гостями. Ежегодно проводились конкурсы стихов венгерских поэтов, конкурс на лучший подарок венгерским друзьям. Действовал в школе и кружок по изучению венгерского языка под руководством дочери венгерского коммуниста Елены Адик, которая жила в нашем городе. Несколько лет директором музея была старшеклассница Таня Перина.
О музее Советско-венгерской дружбы не раз писала газета «Марийская правда». А в феврале 1986г. музей получил всесоюзную известность: его посетил сотрудник Министерства Просвещения РСФСР и состоялись съемки для газеты «Пионерская правда», позже в этой газете вышла статья о музее. В марте 1986г. о работе музея было рассказано по Центральному телевидению в программе Марийской студии ТВ.
26 января 1987г. – наша школа переняла переходящий вымпел со священной землей с Марсова поля.
В школе работали кружки и факультативы: факультатив по литературе, математике, кружок юных натуралистов под руководством учителя химии Домрачевой Маргариты Михайловны. Проводились внеклассные мероприятия: конкурсы художественной самодеятельности, огоньки. В новой школе проводились телевизионные передачи: «Ребята с нашего двора», «Орлята учатся летать». Школа работала в 2 смены, был завуч 1 смены и завуч 2 смены. Имелся джазовый оркестр.
Завод «Контакт», который являлся «шефом» школы №8, около 17 лет оказывал ей неоценимую помощь. Прежде всего, это была материальная поддержка школы. Каждое лето завод помогал готовить школу к новому учебному году. Завод выделял большие средства на ремонт школьных помещений, на приобретение различных технических средств обучения, мебели и оборудования. На средства завода в школе действовал подростковый клуб «Движение» с самым разнообразным набором кружков: ВИА, секция по общей физической подготовке и другие. За счет профкома лучшие из лучших учащихся получали путевки в пионерский лагерь «Электрон». Для учащихся 9-10 классов проводилась производственная практика, по окончании которой ребятам присваивались квалификации: мальчикам – токарь, девочкам – сборщица. Учащиеся участвовали в плановом выпуске продукции предприятия. Для школьников устраивались различные экскурсии по цехам завода.
Так же по сложившейся в те годы традиции учителя и ученики ежегодно ездили в совхоз «Овощевод» на уборку урожая. Под руководством ныне работающего в школе Петра Ивановича Варченко трудовые студенческие отряды выезжали на строительство в Советский район республики.
Еще одной шефской организацией школы, помогающей в ремонте, была ТЭЦ.
В 1972г. средняя школа №8 одна из первых перешла на кабинетную систему (в том числе школы №4, 6, 11, 16, 20).
Любопытно, что в Справке о работе Йошкар-Олинского горисполкома по выполнению решений XXIV съезда КПСС в области народного образования, относящейся к 1974г., среднюю школу №8 порицают за невыполнение плана по набору в 9 класс: «недостаточно проводится разъяснительная работа среди учащихся и их родителей о необходимости получения каждым школьником общего среднего образования». По-видимому, многие ученики после восьмого класса спешили получить среднее специальное образование и не очень стремились поступить в 9-10 класс.
В 1982г. по инициативе завуча Галины Васильевны Масляковой в школе вводиться углубленное изучение англ.языка. Ученики начали изучать английский язык со второго класса по специальной программе. Заниматься было очень интересно и детям, и учителям. Дети получали крепкие знания по английскому языку, класс делился на три группы, были красочные учебники с пластинками и аудио кассетами.
С 26 августа 1981 по 1984г. директором школы являлся Николаев Емельян Семенович (учитель химии).
В 1984г. директором стала Журавлева Антонина Васильевна (учитель русского языка и литературы).
В эти годы в школе проводились различные мероприятия: день встречи выпускников, День учителя, новогодний бал, выборы школьного совета, конкурс «А, ну-ка парни», День рыцаря в праздник 8 марта, КВНы, дискотеки. Осенью организовывались соревнования по футболу, мини-футболу, легкой атлетике. Зимой вместе с учителями и классными руководителями ребята катались на лыжах в Сосновой роще, где проводились Дни Здоровья. К 40-летию Победы был создан пост №1 у Огня вечной славы, где комитет комсомола организовал вахту памяти и стал призером конкурса. Необходимо отметить, что в 1984-85 гг. Комитет комсомола школы №8 был признан одним из лучших в России. (Возглавляла комитет Старова С.)
В 1986г. создается кружок юных программистов под руководством преподавателя МПИ им. Горького В.М.Абдулаева.
Лицей им.М.В.Ломоносова
В 1992г. школа №8 получила статус экспериментального лицея. В лицее изучалось три иностранных языка: английский язык — со 2-го класса, французский и немецкий — с 5-го класса (по выбору учащихся). На 3-й ступени (среднее образование) действовали профили обучения: гуманитарный, политехнический, экономический, юридический, медицинский.
С 1993г. школа стала многопрофильным лицеем им. М.В.Ломоносова, в котором обучается более 1,5 тыс. человек. Со 2 класса – углубленное изучение английского языка, с 7 класса – немецкий и французский по выбору учащихся, 10-11 классы – профильные. В лицее в тот период работало около 100 преподавателей, из них – 11 выпускников нашей школы.
В сентябре 2005г директором лицея стала Царегородцева Марина Александровна (учитель математики). А с осени 2006г. лицей получил свое новое название: Государственное Образовательное Учреждение Республики Марий Эл «Лицей имени М.В.Ломоносова».
История школы до Великой Отечественной войны
Жизнь школы в годы войны |