Лицей им. М.В. Ломоносова
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Главная
История лицея
Устав
Координаты
Лицензия
Йошкар-Ола
Олимпиады и конкурсы
Воспитательная работа
Досуг
Кружки
Спорт
Фотогалерея
РЕКЛАМА

История лицея

История школы до Великой Отечественной войны

Возникновение школы

Чтобы начать наш рассказ об истории школы №8 г. Йошкар-Олы, необходимо вернуться к далеким временам основания нашего города. Как известно, г. Царевококшайск был основан в 1584г. по приказу царя Федора Иоанновича (сына Ивана Грозного) как форпост на вновь присоединенных к Русскому государству марийских землях. Местное население изгонялось из этих мест по радиусу не менее 5 верст от города. Городское население было русское и преимущественно состояло из стрельцов, но в связи с расширением территории русских земель на юг и на восток город быстро потерял военное значение и уже к концу XVI в. вокруг города возник посад, населенный ремесленниками и крестьянами. Так появилось множество деревень, ныне вошедших в городскую черту: Березово, Гомзово, Марково, Тарханово, Пахомово, Лапшино, Коряково и др. Поселенцами этих деревень были дворцовые крестьяне, прибывшие из центральных районов страны. Деревни должны были обеспечивать царевококшайский гарнизон всем необходимым, жители их занимались хлебопашеством, разводили скот, занимались ремеслом и в базарные дни продавали свои товары в Царевококшайске. Вплоть до начала XXв в городе параллельно реке Кокшаге шло всего 4 улицы; город заканчивался городским кладбищем, которое находилось на месте нынешнего центрального парка. Деревня Коряково находилась сразу за городским кладбищем, где ныне расположены центральные улицы города: Первомайская, бульвар Свердлова (бульвар Победы), ул. Я.Эшпая.. Деревня была основана в середине XVIIв., первое упоминание о ней относится к 1646г, проживали в ней дворцовые крестьяне. В 1877г. из большой деревни в 46 дворов выделился починок в 7 дворов с названием починок деревни Коряково. В 1929г. он был переименован в деревню Нечаевка, включив в себя находившийся напротив починка Коряково починок Вараксино. Другую часть починка Коряково в 30-е гг XXв. назвали переулком Колхозным. Располагался он к югу от ул. Коммунистической, в сторону бульвара Свердлова. В 2 км северо-западнее города находилась деревня Лапшино. Первое упоминание о ней так же относится к 1646г, в ней проживали дворцовые крестьяне. Именно из деревни Лапшино, как нам удалось выяснить, ведет свое начало история нашего лицея. 8 января 1842г была основана Лапшинская волостная школа. В дальнейшем она становится 2-х классным министерским училищем. При школе не было земельного участка. В 1917г она была преобразована в школу I ступени.

Коряковская школа I ступени

В 1924г. начальная школа I ступени была переведена из дер. Лапшино в д.Коряково. В школе в этот период учились 49 мальчиков и 29 девочек из деревень Лапшино, Коряково, Гомзово. Начальная школа разместилась в доме купца А.Ф.Булыгина – единственном каменном здании в Коряково (до этого там располагался волостной исполком). Преподавательский состав: Казаринова, Яшина, Герасимова. На земельном участке в 1000 саженей росли вишня и малина. Была довольно большая школьная библиотека – 999 книг. Школа содержалась с помощью жителей и отдела наробраза. В 1924-25гг. в «Списке учреждений соцвоса, профобра и Политпросвета по состоянию на 1924-25 учебный год по Краснококшайскому кантону» в числе других школ названа и Коряковская школа I ступени. Список содержит и довольно подробное описание школы и ее преподавательского состава. Согласно ему, школа была расположена в деревне Коряково, функционирует. Всего учащихся 112: 78 мальчиков, 34 девочки. В школе было 3 класса, в каждой параллели – 1 группа (класс). 1 группа – 48 чел (28 мальчиков, 20 девочек), 2 группа – 53 чел (24 мальчика, 29 девочек), 3 группа – 31 чел (26 мальчиков, 5 девочек). Среди них было 7 пионеров (пионерское движение в крае в период с 1 октября 1924 по 5 февраля 1926 только начало расти). В январе 1925г. учащихся в школе было уже 131 и, за исключением одного татарина, все они по национальности были русскими. «Педагогический персонал» школы составляли 3 человека. Завшколой являлась Казаринова Пелагея Андреевна. «Русская, 37 лет, крестьянка, окончила 3-х классное городское училище. В данной школе работает с 1920г. Стаж 18 лет, с 1906г. Семейное положение – девица». По определению предвоенкома «условно годная», по-видимому, к военной службе. Не член партии и РЛКСМ. Учителями школы были Герасимова Феодосия Федоровна и Яшина Августа Петровна. Герасимова Ф.Ф. «русская, 26 лет, крестьянка (безземельная), окончила 8-и классную гимназию, в данной школе работает с 1924г. Стаж работы составляет 8 лет, с 1916. Замужем, «условно годная». Яшина А.П. так же была «русская, 37 лет, крестьянка (безземельная), окончила Казанскую женскую гимназию, в данной школе работает с 1924г. Стаж 18 лет, с 1906. Девица, «условно годная». Тот факт, что обе учительницы работали в школе с 1924 г., говорит о том, что, по-видимому, после перемещения школы из д. Лапшино в Коряково, который в середине 20-х гг. становится центром Коряковского района Краснококшайского кантона (т.о. и школа стала одной из районных школ кантона), школу заново укомплектовали более опытными и подготовленными (Герасимова и Яшина окончили гимназию) педагогическими кадрами. В «Ведомости на получение зарплаты за январь месяц 1933г учителей Коряковского сельсовета», датированной январем 1933г., назван следующий преподавательский состав Коряковской школы: Шерстнева Мария Степановна – завшколой (ее зарплата составляла 105р), учителя Герасимова Феодосия Федоровна и Кожина Федосия Ефимовна получали по 95р. Интересно, что Казаринова, бывшая в 1924-25гг завшколой, становится техслужащей. Впрочем, имя и отчество ее в ведомости не указаны, так что, возможно, что это просто однофамилица. В феврале ситуация с педагогическими кадрами школы осталась неизменной. В марте в ведомости вместо техслужащей Казариновой указана А.П.Мухина. (То же в мае и июне). В «Ведомости на выплату пенсии за выслугой лет пенсионерам – школьным работникам Коряковского сельсовета» в период июня - августа значится Кожина Федосия Ефимовна (по 15 руб. в месяц), таким образом, она была, как принято сейчас говорить, работающим пенсионером и после еще много лет проработала в данной школе.

Коряковская семилетняя школа в 30-е гг

Статус школы изменился, по-видимому, в начале 1933-34 учебного года. Этому предшествовало то, что в 1932гг. деревня Коряково становится центром Коряковского сельсовета Йошкар-Олинского района. В результате в «Требовательной ведомости на выдачу зарплаты за декабрь месяц 1933г» школа названа «Коряковская семилетка при райцентре». Разумеется, расширился учительский коллектив школы. Завшколой являлась Андреева Вера Алексеевна. Ее зарплата составляла 227р: 137р за заведование и 114р за часы. Заведующая учебной частью - Седова Любовь Акимовна – получала 129 руб. 80 коп: 65р за заведывание и 65р. за часы. В школе было три «групповода и преподавателя»: Сандалова Екатерина Степановна, Нейнгардт Елизавета Алексеевна и Шерстнева Мария Степановна и 4 преподавателя: Краснова Евдокия Гр., Казанов А.В., Атлашкина Елизавета Дмитриевна и Токарева Лидия Ивановна; 2 инструктора по труду: Куклин Кузьма Степанович и Щеглов Павел Иванович и 2 техн. сотрудника: Зверева Анна Яковлевна и Попова Анастасия Мак. Интересно, что почти у всех, кроме Щеглова и Поповой удержаны деньги на займ 2 пятилетки. В январе 1934г в ведомости на выдачу зарплаты значится почти тот же преподавательский состав, с поправкой, что зав. учеб. частью с 24.01.34 стала Сандалова Е.С., т.к. у Седовой был бюллетень с 1 января по 25 февраля 1934г. Кроме того, согласно другой ведомости, за март 1934г, в Коряково продолжала работу школа I ступени. Возможно, как будет позже указано в отчете за 1940г. эта школа лишь являлась частью Коряковской семилетки, размещаясь отдельно из-за отсутствия помещений, а, возможно, была самостоятельной школой. Так или иначе, в «Ведомости №3 работников Коряковской школы I ступени» указаны заведующая Наумова К.Г. и учителя Кувшинская, Кожина Ф.Е., Софьина Т.П. и техслужащая Мурашова. В 1934-35 учебном году Коряковская неполная средняя школа находилась в пос. Нечаевка. Директором уже являлся Мосолов А.А. Площадь школьного здания составляла 462, 53 кв. м, площадь классных комнат – 333, 61. При школе имелась столярная мастерская. На приусадебном участке площадью 4,5 га были посажены овощи. В школе обучалось в 1933-34гг – 283 учащихся, в 1934-35гг 306 учащихся. Ребята учились с 1 по 7 класс, 1-4 классов было по одному, 5 и 6 по два класса в параллели и один 7 класс. Поскольку классных комнат в здании школы было 7, да еще помещение столярной мастерской, то в 1 смену одновременно занимались все 7 классов. Обучение в школе шло на русском языке. Среди учащихся было 30 октябрят, 104 пионера, 10 членов и кандидатов ВЛКСМ. По итогам учебного года на второй год было оставлено 10 учащихся 5-6 классов и 19 человек 1-7 классов осталось на осень. Преподавателей 20: обществознания 1, истории 1, математики 2, физики 1, химии 1, естествознания 1, географии 2, ин. языка 1, черчения и рисования 1, музыки и пения 1, физкультуры 1, учителей начальной школы 4, преподаватель-инструктор труда 1, пионервожатая 1, инструктор по внеклассной работе с детьми 1. При школе работала библиотека, в которой было 612 учебников. Все учащиеся получали в школе горячие завтраки. В 1936-37 учебном году Коряковская неполная средняя школа по-прежнему располагалась в пос. Нечаевка. Но, очевидно, школе было выделено другое здание, т.к. почти на 1\3 увеличилась площадь здания школы, теперь она составила 673,25 кв.м, возросло – с 7 до 12 – и количество классных комнат. Зато земельного участка при школе теперь не стало. Возросло и количество учащихся: если в 1935-36гг их численность составила 273, а в 1936-37 учеб. году учащихся стало уже 382ч. При этом по сравнению с 1934-35гг. сократилось – с 20 до 15 человек – число учителей. По-прежнему все учились в одну смену. По национальному составу все учащиеся были русскими, обучение шло на русском языке. В школе были 1-7 класс. 1-4 классов было по одному, по три 5 и 6 и два 7 класса. 286 учащихся (из 382) изучали немецкий язык. В школе имелся 71 неуспевающий, из которых 8 учащихся 1-7 классов были оставлены на 2 год и 63 ученика 4-7 классов на осень. Больше всего неуспевающих было по арифметике (20 человек) и по иностранному языку (22ч.). Двое учащихся 5-7 кл. получили похвальные листы за 1936-37 уч. год. При школе работали кружки: МОПР, литературный, хоровой. Было радио и действующий громкоговоритель. 7 раз в течение учебного года школу посещали завгороно. К сожалению, неизвестно, кто в этот период являлся директором школы: в отчете школы от 28 июня 1937г в графе «директор» указано - «п\п Мосолов», что можно истолковать как «право подписи».

Школа №8 г.Йошкар-Олы

В 1938гг судьба деревни Коряково и находившейся в ней школы круто меняется: в связи с необходимостью застройки района по постановлению ВЦИК РСФСР от 2 марта 1938г. деревня Коряково была включена в городскую черту. С этого времени и появилась школа №8 города Йошкар-Олы. В результате в 1938-39 учебном году в числе 10 школ г.Йошкар-Олы названа Неполная средняя школа № 8, размещавшаяся по адресу ул. Коммунистическая, 80. Ее директором стала Павлова Варвара Кузьминична (учитель биологии). В школе обучалось 443 учащихся, с 7 класса ребята изучали немецкий язык. В следующий класс было переведено 375 ч., оставлено на второй год 14 чел., на осень – 43, из них осенью 25 чел. сдали, а 18 остались на 2 год, что составило по итогам учебного года успеваемость 86,6%. Тем не менее, было достаточно много отличников – 31 человек, ударников 86ч. При школе имелась библиотека, в которой было 1230 книг для внеклассного чтения. Среди учащихся было 310 пионеров и 32 комсомольца. В данный период в школе работало 19 учителей: 4 учителя начальной школы, 13 учителей старшей школы, 2 – «учителя музыки, пения, рисования, физкультуры и военного дела». Среди учителей школы особо отмечена Блинова Анна Федоровна, учительница 4 класса, которая получила благодарность от Наркомпроса МАССР «за хорошую подготовку учебно-воспитательной работы», кроме того ее имя должно было быть занесено в книгу почета учителей-отличников НКП МАССР. (Приказ №182 по Народному Комиссариату Просвещения Марийской АССР от 32 апреля 1939г) С августа 1939 по февраль 1940г. директором неполной средней школы № 8 являлся Дмитриев Павел Павлович: 1918 года рождения, русский, член ВКП(б), педагогическую деятельность начал в 1935г. В феврале 1940г. он был переведен на работу инспектором ГорОНО по средним школам. Следующее упоминание о школе мы находим в документе под названием «Выводы и предложения по обследованию учебно-воспитательной работы Коряковской неполной средней школы №8г. Йошкар-Олы» от 13 апреля 1940. Школа оставалась семилетней, располагалась в 2-х селениях, в 3 зданиях: в одном здании в дер. Нечаевка учились 5-7 классы, два других здания размещались в селе Коряково, где находились 1-4 классы. В здании школы было чисто, но «недостаточно лозунгов и плакатов, в отдельных классах портреты размещены небрежно». Всего в школе было 13 классов, 448 учащихся. В 1-4 классах было по 1 классу в параллели, 5-7 классов было по три. Все классы учились в 1 смену. По итогам учебного года было 73 отличника. Директором школы стала Мария Федотовна Мочалова (учитель истории): 1903 года рождения, мари, член ВКП(б). Она получила высшее образование, а свою педагогическую деятельность начала в 1927г. С февраля по апрель 1940г. являлась директором неполной средней школы №8. Завучем школы являлся Александров. Всего в школе было 18 работников, из них с высшим образованием – 6 чел (5 чел имели стаж более 10 лет, 1- более 5 лет); с неполным высшим образованием – 5 человек (3 чел – стаж свыше 10 лет, 1 - свыше 8л. и 1- свыше 3л.); со средним образованием 7 чел. (5чел – стаж более 10 лет, 1ч. - более 5 лет, 1-более 3 лет). 4 чел. – Александров, Брагин, Александрович и Тимофеев «учатся в заочном институте, особенно хорошо Александров и Александрович, которые уже готовы сдавать экзамены». Указаны в документе фамилии следующих учителей, работавших в школе: учителя русского языка и литературы Румянцева М.Н., Ивановская, Дружинина М.Д., учителя арифметики, алгебры и геометрии Голубева А.С. и Чибинева, учителя начальных классов Блинова А.Ф., Сальникова Зоя Васильевна (учитель 3 кл) и много лет проработавшая в школе Кожина Ф.Е. (учитель 4 кл). Учителя – предметники: учитель истории (и директор школы) Мочалова М.В., Гаврилова (не указан предмет), учитель географии и пения (?) Брагин, учитель немецкого языка Мосолова, учитель рисования Ивановский (молодой учитель), учитель физики Тимофеев, учитель биологии и зоологии Павлова В.К. (бывший директор школы), учитель истории Александров, так же назван химик Александров. «Прикрепление классных руководителей к классам сделано с учетом особенностей класса и опыта в работе руководителя. Так Ивановский, молодой учитель, не имеющий опыта, прикреплен к 5 кл, а преподаватели - стажисты – к 6 и 7 кл.». При этом в отчете указано, что молодым учителям оказывается недостаточная помощь со стороны администрации школы. Программный материал выполняется. Из наглядных пособий в школе были только таблицы по естествознанию и приборы по физике и химии, которые редко использовались. Классные журналы в школе заполняются небрежно, отмечается слабый контроль за их заполнением со стороны администрации. Школа выписывала газеты: «Известия», «Правду», «Марийскую правду», «Учительскую газету». В школе имелась недисциплинированная группа учащихся, в основном 4-х классов, многие из которых ранее учились в Гомзовской школе и проживали в деревне Лапшино. Они пропускали уроки, умышленно опаздывали на занятия, нарушали дисциплину на уроках. Некоторые из этих учащихся занимались воровством, как в магазинах, так и в стенах школы, и однажды у одного из учащихся было похищено пальто. Со стороны ряда учащихся наблюдалось неуважение к педагогам, были случаи угроз со стороны учеников. «Преподавателей не слушают, а пытаются дискредитировать их», - отмечено в «Отчете». В результате ежедневно с последних уроков уходило 5-8 человек. Отмечено, что директор Мочалова ограничилась отдельным вызовом учащихся и родителей. В школе работали кружки: кружок ЮВС (Юный Ворошиловский стрелок) подготовил 27 значкистов, ПВХО (противохим.оборона) – 30. Ячейка СВВ (Союз Воинствующих Безбожников) (рук. Александровская) насчитывала 21 чел и 32 кандидата. Работала МОПРовская организация, но не было организации Осоавиахима. Регулярно проводились политинформации и классные утренники, но они большого интереса у учащихся не вызывали. Ни разу в течение учебного года не был организовано посещение кино или театра. В школе было 298 пионеров, в пионеры принимали с 3 класса, тогда класс назывался пионерской командой. Имелась пионерская комната, в которой были гармонь и патефон, но «комната в основном закрыта» (пионервожатая Петрова). Около 50 пионеров отставали в учебе, некоторые нарушали дисциплину, что, в общем, показывает слабость пионерской организации школы. Об этом же говорит тот факт, что в школе было мало пионеров в пионерских галстуках. Комсомольская организация школы состояла из 24 учащихся 7-х классов, секретарем был избран один из семиклассников, который был «выдвинут на работу первый раз и с работой совсем не знаком, а помощи ему никто не окажет». Ученический комитет школы работал плохо. Недостаточно работал родительский комитет школы. Как известно, в 30-е гг по всей стране было широко развернуто социалистическое соревнование; соревновались не только заводы, фабрики, колхозы, но и школы, в частности учителя и ученики нашей школы соревновались с неполной средней школой №4. 20-25 июня 1940 г. в г. Йошкар-Оле состоялась Всесоюзная олимпиада детского творчества (городской уровень). Для подготовки к ней было необходимо в каждой школе провести вечера художественной самодеятельности, выставки работ юных техников, художников, натуралистов и т.д. Были проведены оборонные и физкультурные соревнования школьников, олимпиады юных математиков, юных физиков, юных химиков, после чего жюри отбирало лучшие работы на городскую олимпиаду. Для отбора работ к школе №8 был прикреплен тов. Зайцев, в результате 7-8 номеров от нашей школы было выставлено на городскую детскую художественную олимпиаду. В анналах истории сохранилось упоминание об ученике 6 класса школы №8 Феде Агапове, который представил на этой олимпиаде схематическую модель самолета, собранную в авиамодельной секции. К сожалению, приз за лучшую работу он не получил. Необходимо отметить, что к участию в конкурсе ребята допускались только при условии хорошей учебы и хорошего поведения, что должно было иметь документальное подтверждение. Так вот Федя учился на отлично и имел «отлично» по дисциплине. Очевидно, после недостатков, обнаруженных в работе школы весной 1940года, в 1940-1941 учебном году директором неполной средней школы №8г. снова становится Варвара Кузьминична Павлова, а завучем остается Александров. Школа располагалась по адресу: Коммунистическая, 82, тел. 24 (очевидно, это село Коряково, которое являлось продолжением улицы Коммунистической). Всего учащихся в школе к началу учебного года было 432 ч., в конце года их число сократилось до 386ч. Причины выбытия: 12 учащихся по болезни, 12 «переростков» устроились на работу, 22 человека выбыли за пределы МАССР, в другие школы города поближе к дому перешли 33 чел, временно были исключены из школы 5 учащихся 5-7 классов. Причинами исключения учащихся из школы стали: «плохое поведение в школе, на улице, оскорбление учителей, организация враждующих групп внутри школы и на улице». В следующий класс переведены 313 ч., неуспевающих 73, что по итогам года составило успеваемость 81, 0%. На второй год было оставлено 9 человек, а 64 учащихся оставлены на осень. Отличников 20, ударников 80. По этим показателям по сравнению с другими школами города школа № 8 выглядит даже очень неплохо. Но при этом больше всего неохват учащихся обучением по данной школе: 6 чел и 1 отсеялся. Из них 2 ученика – Экберов 2 класс и Валиев 5 класс (обоим по 11 лет) – татары, не знают русского языка; 4 ученика 2-4 кл. от 9 до15 лет не посещают школу без уважительной причины; 1- ученик 2 класса Кожевников - работает. «Учителя не позаботились устроить их учиться в вечерней школе, а НСШ они не закончили». В конце 3 четверти 1940-41гг. отсева уже не было. В школе было 13 классов, с 1 по 4 класс – по 1 классу в параллели, 5-х, 6-х, 7-х классов было по 3. 192 мальчика, 194 девочки. Национальный состав учащихся: 348 русских, 11 мари, 25 татар, 2 украинца. Программа выполнена. Отличники дисциплины 329 чел, 40ч. имели по поведению «хорошо», 10ч. - «посредственно», 3ч. - «плохо». Школа была укомплектована большей частью квалифицированными преподавателями, имеющими большой опыт работы и специальное педагогическое высшее образование. В «Отчет об учебно-воспитательной работе НСШ №8 за 1940-41 уч.год» указан следующий преподавательский состав: 1. Блинова А.Ф. – учитель 2 кл – со средним образованием и стажем 27 лет 2. Емельянова А.Ф – учитель 1 кл – со средним образованием, стаж 33г. 3. Кожина Ф.Е. – учитель 1 кл. – со средним образованием и стажем более 26 лет 4. Сальникова З.В. – учитель 4 кл - со средним образованием и стажем 7 лет 5. Голубева А.С. – математика – высшее образование – 24г. 6. Румянцева М.Н. – русский язык - высшее образование – 15л. 7. Павлова В.К. – естествознание - высшее образование – 26г. 8. Пчелина М.В. – нем.язык – спец. курсы нем. яз. 9. Мочалова М.В. – история – политпросветит. инст-т -14 лет 10. Фофанова О.М. - естествознание - высшее образование – 1г 11. Поспелов Н.А. – математика – среднее обр. 12. Александров К.Н. – история (и география) – высшее неоконченное образование (4 курс) – 15 лет. 13. Винокурова А.И. – учитель рус. языка – учит. институт – 11л. 14. Дружинина М.Д. - учитель рус. языка – учит. институт – 5л. 15. Желонкина А.А. – физика Школа начала учебный год с 1 сентября 1940г. и проработала весь учебный год без срывов, несвоевременно была укомплектована учителями истории Конституции, физкультуры, пения и черчения. Высшее пед. мастерство проявили Голубева, Емельянова. В «Отчете отдела народного образования г.Йошкар-Ола Марийской АССР о работе школ за 1940-1941 уч.год.» среди других лучших учителей города названы и учителя школы №8, например лучший учитель начальных классов – Блинова А.Ф.: «учительница полностью перевела учащихся своего класса» (из чего следует, что второгодники, даже в начальной школе, где работала А.Ф.Блинова, были обычным явлением; скорее отсутствие их вызывало интерес). К лучшим учителям города так же отнесена учитель русского языка школы №8 М.Д.Румянцева и учитель математики Голубева А.С. «Они хорошо знают предмет, используют разнообразные методы работы, поддерживают дисциплину на уроках». Так же в числе лучших учителей города (5-7 кл.), имеющих высокую успеваемость, названы: Павлова В.К. (учитель естествознания) - опытный учитель с хорошей успеваемостью, Чибинева (учитель математики), Ивановская (учитель русского языка), Емельянова А.Ф. (учитель начальных классов), Александрович, Тимофеева – больше всех в городе! «Их учащиеся хорошо грамотные, имеют прочные знания по программному материалу, учащиеся знают прекрасно литературу». О.М.Фофанова (учитель естествознания) отнесена к числу «молодых учителей, которые серьезно взялись за работу». К.П. Александров (очевидно, завуч школы) учился заочно на 4 курсе исторического факультета. Но не все с преподаванием в школах города обстояло так благополучно. В «Отчете отдела народного образования г.Йошкар-Ола» отмечено: «В целом преподавание русского языка в городе не удовлетворяет всем требованиям. Это объясняется прежде всего низкой грамотностью самих преподавателей, о чем можно судить по проведенному среди учителей диктанту. Никто из преподавателей русского языка не написал его на «отлично», а такие языковеды, как Дружинина Е.Д. (шк.8) и ………… написали диктант на «плохо». В начальной школе дела везде обстояли еще хуже. У многих преподавателей школ города нет культуры речи, присутствует неправильность в выражениях, ошибки на уроках. «Многие преподаватели-предметники не обращают внимания, если сами говорят не совсем грамотно (Александров, шк. 8)». Отмечается и недостаток образования многих учителей: «учитель Поспелов (и еще 2 учителя из других школ города) не имея соответствующего образования, не стремятся его получить, нигде не учатся». Кроме того, учителя почти не читают худ. литературу, не следят за газетами. По немецкому языку у учителя школы №8 Мосоловой стояли высокие оценки, при этом на экзаменах ученики показали низкую успеваемость. «Учитель физики НСШ №8 Тимофеев, плохо готовясь к уроку, имея плохую дисциплину учащихся, решил проделать следующее: в одном классе по одному и тому же уроку он принес наглядные пособия в один класс, а в другой нет. Когда его спросили ученики: «Почему у нас нет опыта, а у другого класса есть?» он преспокойно ответил: «Если вы будете сидеть тихо, то и опыт покажу». «На некоторых уроках учащиеся не работают, как, например, у Пчелиной по нем. языку в школе №8». По-видимому, с дисциплиной во всех школах города было не совсем благополучно, лучшими из 10 школ города названы только две: школа № 1 и 5. «В НСШ №8 дисциплина улучшилась к концу 3 четверти, в 1 п\г здесь было неблагополучно». Упоминается случай, когда ученик школы №8 Леонов из рогатки повредил глаз ученицы школы № 10 Виноградовой. Леонов был исключен из школы на 3 года, а решением суда осужден на 2 года. Но необходимо отметить, что если в других школах города в этот период было довольно много учащихся, исключенных из школы, с последующей передачей дела в суд (а что такое суд в 1940-41гг, одинаковый для взрослого и для подростка?!!) то в 8 школе такой случай был единственным. Как мы помним, школа №8 взяла на себя обязательство о соревновании со школой №4. Соревнование вела не только школа в целом, но и отдельные классы соревновались друг с другом, в частности, 6а класс школы № 8 и 6а класс школы № 4. Однако о соц. обязательствах, взятых учителями школы № 8, чиновники наробраза писали следующее: учителя «формально подошли к соревнованию. Взяли только индивидуальные обязательства, да и те занижены. Например, преподаватели школы №8 Фофанова, Винокурова, Поспелов, Александров за 3 четверть обязались иметь не 100% успеваемость своих учащихся, а «закрепить успеваемость 2 четверти». Каковы же эти успехи? Во 2 четверти успеваемость у т.Винокуровой по русскому языку в 5 кл. была 84%, по литературному чтению 94%, по ру. яз в 7 кл.(устн) – 91,7%. У Поспелова по арифметике в 5 кл – 87, 5%, у Фофановой по химии 96,5%, естествознанию 97%. Так учителя решили путем соревнования закрепить «успех», при котором десятки учащихся имеют плохие оценки. О недопустимости такого отношения к соревнованию было заявлено на педсовете школы №8, проведенном после обследования этой школы». Далее из отчета следует, что во всех школах города крайне редко, в среднем 2 раза за учебный год выпускалась стенгазета, как правило, с большим количеством ошибок, допущенных учащимися, которые не были своевременно исправлены учителями школы. «Образцом может служить стенгазета 6а класса в школе №8, где кл. руководителем является Румянцева. Она много внимания уделяла газете, давала поручения отдельным ученикам, сама литературно обрабатывала материал, привила у своих воспитанников уважение к стенгазете. Если в прошлом 1939-40 уч. году ученики, задетые газетой, срывали ее, то теперь не позволяют такой вольности. Многих нарушителей исправила эта газета». В течение 1940-1941 учебного года в школе было выпущено 52 газеты по классам и 3 общешкольные. «В них больше всего отмечались недостатки: плохая успеваемость и дисциплина отдельных учащихся, помещалось собственное творчество учащихся, например, стихотворение Журбина в 6в классе. По количеству и качеству газет отмечены 6а, 6б, 7в классы». Учебно-наглядными пособиями в основном школа обеспечена, необходимо приобрести несколько географических карт в новом районировании и государств Европы и по физике несколько аккумуляторов. В школьной библиотеке, библиотекарем которой являлась Емельянова, было более 2300 книг, но при этом «недостаточно методической литературы, журналов выписывают мало, необходимо дополнить по истории и по физике. Для внеклассного чтения приобретено на 500 руб., но этого недостаточно, необходимо пополнить худ. литературой. Продажа учебников проходит организованно, но пока сдача книг недостаточна, главным образом происходит передача учащимися книг друг другу или братание». В школе было 227 пионеров, из них 34 неуспевающих; 35 октябрят, 6 комсомольцев. Отсутствовала помощь комсомольской организации со стороны администрации школы. Пионерская работа была поставлена слабо, т.к. часто менялись пионервожатые. Имелась пионерская комната, но «в течение года она мало использовалась». Пионерского актива не было. В школе существовал ученический комитет, который состоял из учащихся, но он «работал слабо». Только в 7а классе комсомолец и отличник Громов, «сплотив вокруг себя актив», сумел организовать подготовку к экзаменам, сам проверял знания у некоторых одноклассников, в результате 7а класс лучше всех в школе сдал экзамены и даже слабые учащиеся успешно выдержали испытания. Во всех школах города проведены занятия по изучению Краткого курса истории ВКП(б), повышающие политическую квалификацию учителя. Теоретические собеседования в школах № 8 и 4 не проведены из-за неявки учителей на них. Все учителя прорабатывают краткий курс истории ВКП(б) и уже закончили проработку Александров, Фофанова, Винокурова, Мочалов, Желонкина. В 4 четверти начали работу курсы учителей по изучению русского языка. Учителям школы № 8 помогали в работе сотрудники Марпединститута, открывшегося в 1930г.: помогали советами и наглядными пособиями, на практике в школе бывали студенты. В школе работало большое количество кружков: литературно-драматический (52ч), хоровой (93ч.), струнный (9ч.), рукоделия (33ч.), внеклассного чтения 4 группы (35ч.), автокружок (24ч.), авиамоделистов (13ч.), фото (17ч.), радио (1чел). Лучшим являлся автокружок по изучению автомашин, руководителем кружка был В.Бабкин, наблюдал за работой кружка инструктор ДТС: кружок 1 ступени насчитывал 13 чел из 4 группы, кружок 2 ступени – 11 чел из 7 кл. Со 2 п\г лучше стал работать фотокружок, но не было фотоматериалов , необходимых для его работы. С перебоями работали струнный и хоровой кружки, были даны концерты на Октябрьские праздники и к празднику 1 Мая. Они же в основном вели подготовку к детской олимпиаде, прошедшей в мае месяце. Как отмечается в «Отчете», нормальная работа кружков срывалась из-за отсутствия руководителей. Литературно-драматический кружок бездействовал 1-3 четверть и развил работу только при подготовке к олимпиаде (рук. Румянцева, Винокурова). Нормально работал кружок рукоделия под руководством инструктора Дома Пионеров Петрих. Однако в «Отчете» отмечено: «Только работа их (кружков) была так построена, что они к олимпиаде ничего не сумели дать на выставку, и у себя в школе своей работы никому не показывали». В школе обучалось много детей из окрестных деревень, в частности, из д.Княжны, Семеновки, Гомзово, Кожино, и в период весенней распутицы ученикам из этих сел было довольно трудно добираться на занятия и они часто опаздывали на уроки. В свою очередь, классные руководители были обязаны посетить всех своих учеников на дому, особенно накануне экзаменов, ив этих дальних деревнях они тоже не всегда могли побывать. На выделенные школе средства оказывалась материальная помощь учащимся, в частности учителя вместе с родительским комитетом школы получили и распределили обувь и «мануфактуру» для учащихся. Но в целом работа родительского комитета названа недостаточной. Кроме своей основной нагрузки, учителя работали и по ликбезу (ликвидации безграмотности среди взрослых). В районе школы №8 проживало 75 малограмотных, обучалось 24 человек, «к 20-илетию Марийской республики будет выпущено 8 чел». В целом, отдел наробраза г.Йошкар-Олы рекомендовал администрации школы улучшить контроль и усилить дисциплину. О подготовке школы к новому учебному году сказано следующее: «С помощью Горкома и исполкома Горсовета неплохо мы подготовили школьные здания к новому учебному году. Только благодаря тов. Ролле и Фокеева готова школа №8, которой угрожал срыв ремонта». Такой неполная средняя школа №8 была накануне войны.

Жизнь школы в годы войны

Послевоенная жизнь школы

Главная | Дума лицеистов | Подготовка к экзаменам | Форум | Фотогалерея
© Лицей им. М.В.Ломоносова
Hosted by uCoz