Лицей им. М.В. Ломоносова
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Главная
История лицея
Устав
Координаты
Лицензия
Йошкар-Ола
Олимпиады и конкурсы
Воспитательная работа
Досуг
Кружки
Спорт
Фотогалерея
РЕКЛАМА

История лицея

Жизнь школы в годы войны

22 июня 1941г. Германия напала на Советский Союз. С начала Великой Отечественной войны Марийский край и в особенности наш город Йошкар-Ола принял ряд эвакуированных оборонных предприятий из Москвы, Киева, Одессы и других городов нашей страны, приезжали семьи работников заводов и просто беженцы из разоренных войной мест; в результате чего население города Йошкар-Олы сразу значительно увеличилось. Все эти люди нуждались в жилье и в помощи, которую оказали им йошкаролинцы: и взрослые и дети 2 августа 1941г. Йошкар-Олинский горком ВКП(б) в числе ряда мер, предпринятых для встречи эвакуированных в г. Йошкар-Оле, заявляет следующее: «1. Для приема эвакуированных отведено 10 помещений, в том числе школы №6, 9, 4, 8, 7,……….помещения оборудованы постельными принадлежностями: койками, матрацами, простынями, подушками и т.д. В подготовке постельных принадлежностей большую активность проявили школьные работники….» Осенью 1941г. вместо 10 школ города, бывших перед войной, осталось 7. В «Отчете о работе школ г. Йошкар-Олы за 1941-42 уч.год» сказано: «Условиями военного времени было вызвано то, что часть школьных зданий были до начала учебного года заняты военными организациями и учреждениями, в результате чего школы были слиты одна с другой, как школы № 5 и 7, № 8 и 10…..» Таким образом, на основании данного документа мы делаем вывод, что неполная средняя школа № 8 и средняя школа № 10 осенью 1941г. были объединены в одну школу. В ноябре-декабре 1941г. «большинство зданий были реквизированы для нужд армии, осталось лишь 3 школьных здания – школ № 6, 3, 10, при этом многие школы вынуждены были учиться в неприспособленных для этого помещениях. Увеличилось количество учащихся в классах, вместо 117 в городе училось 106 классов. 76 классов учились в школьных зданиях, 22 на квартирах учителей. Учеба шла в 3 смены, что вынудило сократить учебные часы по литературе, истории, конституции, географии, химии. Школьники занимались до 11 часов вечера, учащиеся буквально дремали на уроках, боясь в темноту возвращаться, участились пропуски, рос отсев, снижалась дисциплина, успеваемость. На 1, 6, 7, 10 школы единственным в городе школьным врачом была Мойофис Е.И., а школы № 2, 3, 9 остались без медицинского обслуживания. Средняя (десятилетняя) школа №10 перешла в свое помещение только с 6 марта 1942г., занятия были организованы в 2 смены. В отчете о работе школы от 5 января 1942г. В.К.Павлова, которая, напомним, была перед войной директором неполной средней школы №8, указана как директор школы №10, что еще раз позволяет нам утверждать факт слияния 8 и 10 школы. На 2 четверть 1941-42 уч.года в школе обучалось 893 человека, из них 398 мальчиков. На начало учебного года более 100 детей в районе школы было по разным причинам не охвачено обучением: количество детей в районе школы, подлежащих обучению составляло 972ч., обучалось 784, неохвачено – 188. Национальный состав учащихся школы №10: русских -769ч., мари 23ч., татар 6ч., «прочих» – 61ч. В суровых военных условиях учителя продолжали свой ежедневный труд. Лучшим классом города назван класс учительницы школы №10 Александровой, среди лучших учителей города названа фамилия учителя истории школы №10 Мочаловой. Учитель школы Мозер Л.З. учился заочно. Не смотря на трудные условия военного времени, в школе работали географический и математический кружки. В течение года было выпущено 5 общешкольных газет и 25 газет по классам, проведено 4 внеклассных мероприятия, регулярно проводились политинформации. В школе работала библиотека, «но только выдавала книги, а не вела культурно-воспитательной работы». Комсомольский комитет организовал борьбу за успеваемость, добился 100% успеваемости комсомольцев школы. Вообще школа №10 была отнесена к числу лучших школ города по учебно-воспитательной работе. Средняя школа №10 вела соревнование со средней школой №9, но «за 2 четверть все почти забылось». Наверное, и учителям школы и учащимся было просто не до соревнования, т.к. шла война (не будем забывать, каким сложным для нашей Родины оказался 1941 год) и все силы ребята старались отдать на помощь фронту. Так, школьники организовали сбор вещей для эвакуированных. Было собрано 106 вещей, 1106 руб. деньгами и все вещи розданы эвакуированным детям. По все стране развернулось тимуровское движение, и тимуровский отряд был так же и в 10 школе. Учителя и учащиеся школы помогали находившимся рядом колхозам. Летом 1942г. в колхозы и на летние с\х работы было намечено послать 6 бригад школьников 10 школы (124 чел), 45 детей колхозников оставались в помощь в своих колхозах, 34 чел. были прикреплены к колхозам города. Школьники действительно могли оказать огромную помощь колхозникам, т.к. в 9 классе школы готовили трактористов (118 чел) с привлечением специалистов. 18 учителей школы №10 отправились работать бригадирами в колхоз «Лапшино» (очевидно, со своими учащимися). В числе таких бригадиров названы учителя Бомбицкая, С.В.Кашкова, А.Ф.Емельянова, Мозер Леонтьев. Тем не менее, как уже было сказано, с увеличением численности учащихся в классах в школах города падала дисциплина и «имел место тяжелый случай в школе №10, как порез 3 пальто». В 1942-43 учебном году из 10 школ города свое здание было оставлено лишь у одной (№6), другие частью слиты (№ 4,5,8), частью занимаются в других, не приспособленных для школ зданиях (№ 1,7,10). 2 школы совсем не имеют помещения (№ 3и9). Лучшие здания школ были переданы воинским частям. В этот период школа № 10 располагалась по адресу ул. Коммунистическая, 82 (где до войны находилась НСШ №8), ученики занимались в подсобном помещении школы. Директором школы стал Астахов. В.К. Павлова, как следует из ряда отчетов, по-видимому, становится завучем. В школе было 894 учащихся, из них 300 эвакуированных. В числе учащихся были дети «из Лапшино, Корякино, Гомзово со слабым общим развитием». В школе было 102 неуспевающих, 416 пионеров, 33 комсомольца (больше пионеров и комсомольцев было только в школе №6, с которой школа №10 вела соревнование, кстати, завершившиеся победой 10 школы.) Росла комсомольская организация школы. Дети учились в 3 смены. Работали литературный, математический, географический и исторический кружки. В помощь фронту в 1942-43гг. учащиеся школы №10 собрали 3 тыс. рублей на постройку самолета «Марийский школьник». Ученица 10 класса 10 школы Ирина Попова выступила по радио с художественным чтением. Ученики школы №10 в дни каникул выступали в кино между сеансами. Силами учащихся выпускался рукописный журнал. Кроме того, школьники города собрали 10 941руб. на теплые вещи, 602р. на танк «Пионер», 951р. на танк «Народный учитель», 602р. на танк «Марийский пионер». По инициативе школы №6 ученики городских школ собрали 6543р. на авиаэскадрилью «Капитан Гастелло». На 14 февраля 1943г в школе № 10 работали 11 учителей начальных классов и 21 учитель старших классов, из них 5 учителей русского языка, 4 учителя математики, 2 учителя истории и Конституции, 2 учителя географии, 1 учитель физики, 1 - химии, 2 учителя естествознания, 2 учителя немецкого языка и 2 учителя военного дела. Необходимо отметить, что в те годы учителя четко делились на работающих в 5-7 или в 8-10 классах. Вообще школа № 10 имела очень хорошие педагогические кадры. К опытным учителям нашего города, таким как Умова Ю.С., Александрова Т.И. и Емельянова А.Ф. добавилось много их не менее знающих коллег, эвакуированных из крупнейших образовательных центров нашей страны, таких как Москва (Астахова М.И.) и Ленинград (Суксина К.И.). Достаточно сказать, что многие из руководителей городских методических секций по предметам работали в данной школе: руководитель секции по 1 классам Александра Федоровна Емельянова; руководитель секции математики Таисия Ивановна Александрова; секции русского языка Елизавета Федоровна Зиновьева, географии – Юлия Серафимовна Умова. Всех этих учителей, как и многих других работников школы №10, отличал не только высокий профессионализм, но и большая личная культура. Об этих лучших учителях школы (и города) хочется рассказать подробнее. Учитель географии Умова Юлия Серафимовна начала работать в Краснококшайских школах еще в начале 20-х годов, она пользовалась большим уважением со стороны учащихся и учителей, помогала молодым учителям, являясь руководителем общегородской секции географии. В период войны любую страну на своих уроках она изучала в связи с Отечественной войной. Емельянова Александра Федоровна, учитель начальных классов с 35 летним стажем работы. Родилась в 1891г., получила среднее педагогическое образование. «Не имея своей семьи, она всю жизнь отдает школе. Глубокое знание детей, любовь к ним и большая работа над собой является примером не только для работников 10 школы. Тщательно продуманные уроки, связь с семьей каждого ученика дают тов. Емельяновой несколько лет вести работу так, что к концу учебного года все ее учащиеся успевают. Отзывчивый товарищ, активный участник всех общественных начинаний школы – она пользуется большим авторитетом в коллективе школы»,- написано о ней в характеристике. Астахова Мария Ивановна, учитель русского языка и литературы, была эвакуирована из Москвы в 1942г., где была одной из лучших учительниц и депутатом районного совета. Родилась в 1905 г., беспартийная, окончила Московский институт слова, с 10-летним стажем работы. «Ведет занятия на высоком культурном уровне: каждое явление учащиеся сами выделяют из своей речи и под ее умелым руководством обобщают, формулируют правило, иллюстрируют примером. Работа над литературным произведением отличается тщательной отделкой, большое внимание обращается на полноту эмоционального восприятия, выразительное чтение и рассказывание». С 1947г. Астахова М.И. преподавала в Педучилище. Суксина Клавдия Ивановна – учитель истории старших классов, эвакуированная из Ленинграда. «Большая личная культура, прекрасное знание предмета и методов работы дает возможность ей строить и вести работу живо, увлекательно, на высоком политическом уровне. Большую работу ведет в коллективе школы, являясь руководителем политкружков учителей. С большой ответственностью выполняет все общественные поручения школы и общественных советских организаций. По ее предмету 100% успеваемость». Не менее важно помнить и имена других педагогов школы, так же сохранившиеся в отчетах: учитель истории Кузнецова Н.С., учитель русского языка и литературы Зелина (кстати, также названная в числе лучших преподавателей города), учитель химии Брусиловская, учитель естествознания Павлова, Бомбицкая – руководитель драмкружка при школе, учитель начальных классов Игошина Юлия Григорьевна (отмечено, что не смотря на то, что она работает в данной школе 1 год, дает хорошие уроки и имеет высокую успеваемость). В начальной школе в те годы работали учителя Моричева, Павлова В.П.(?), Васильева, Сальникова, Дружинина, Ефремова, Сергеева, Кашкова С.В., Афонская В.Г., Тарнаева. Среди учителей 5-7 классов названы Желонкина, Москвичева, Винокурова, Голубева, Шевелева, Агапова, Токтаева, Колесников. Пионервожатой школы являлась Смирнова. С 1943-44г.учеб.года в школах г. Й-Олы было введено раздельное обучение. «Осуществление раздельного обучения в 1943-44гг потребовало от Гороно нового планирования средних школ. Из 4-х средних школ 2 были отведены под мужские, 2 под женские». Но девочек 5-7 классов было значительно больше, чем мальчиков, что, видимо, объяснялось тем, что мальчики, не закончив школу, шли работать, а старшеклассники уходили на фронт: девочек школьного возраста было 2200, а мальчиков 1453; поэтому «под женские школы отдали более новые, более вместительные здания. Одна мужская школа оказалась на окраине города (№10), другая (№7) в центре. Назначили и перевели в мужские школы мужчин-директоров и учителей (Вескин, Вахнях, Кремнева, Булаева, Романова, Нестерова) и наиболее волевых и требовательных учительниц (Похвалову, Матвееву). Распределение контингента учащихся стоило больших трудов, вновь организованные (вдвое увеличенные) районы школ многих не устраивали, все стремились попасть в центральные школы, хотя жили ближе переферийной. Получилась большая перегрузка школ № 6 и 7, они переведены на 3-х сменные занятия. А некоторые школы, как, например, школа № 10, оказавшаяся на окраине города, оказалась недогруженной учащимися. В течение п\г было открыто 2 новые школы, был сделан перевод учащихся из одной школы в другую. В школы влилось больше половины новых учеников, кадры учителей пополнились вновь. Когда начались занятия осенью, ни у одного из учителей средней школы не было своего старого класса, который он вел в прошлом году. Все классы были собраны из разных школ». В мужских школах наблюдалось падение дисциплины и хулиганство, но уже к концу 2 четверти с этим удалось справиться. В итоге к концу учебного года «испытания по физике и математике отметили первенство мужских школ, а по литературе – женских». Интересно мнение на этот счет самих учащихся: ученицы начальных школ тоже добивались раздельного обучения; а вот старшеклассники напротив сначала были недовольны, а затем привыкли и высказывались следующим образом: «Интереснее быть гостями в женской школе (и наоборот), чем учиться вместе». Действительно, в праздничные дни ребята устраивали вечера с концертом и танцами и приглашали в гости: женская школа - мужскую, а мужская – женскую. В результате этой трансформации школа № 10 стала мужской. Она по-прежнему являлась средней (10-летней), располагалась по адресу Коммунистическая, 80, директором ее продолжал оставаться Астахов, а завучами были Романова и Павловская. Известно, что в обновленной школе продолжили свою работу Е.Ф.Зиновьева, А.Ф.Емельянова, М.И.Астахова, Ю.Г.Игошина, Агапова, Дружинина, Винокурова; встречаются и новые фамилии: учитель русского языка Филимонова, Ильина и Красько. Обо всех этих педагогах в отчетах мы встречаем только хорошие отзывы. Но пионервожатая Шевелева «мало работала с пионерами, работала без плана, сборы проводятся редко, неорганизованно, звеньевых и вожатых нет». В каких условиях занимались ребята тех лет, видно из скупых строчек отчетов. Вот, например, «уборные расположены в самом здании, хотя и холодны, но не опасны» - это в сравнении с теми зданиями школ, где деревянный туалет был на улице и детям приходилось бегать туда в мороз или вечером в кромешной темноте, рискуя упасть. «На двухместных партах сидят по-трое, по-четверо». Здание школы отапливалось дровами, но печи были не в состоянии прогреть все здание в холодные зимы. Не хватало на всех учебников, вместо тетрадей использовали поля книг и газет, зачастую сами делали чернила для письма. Кроме того, не будем забывать, что в военные годы было очень трудно с продуктами и одеждой. Но люди были готовы вытерпеть все лишения ради долгожданной победы. В течение 1944-45 учебного года в «бывших» школах №6,7,10 была проведена реэвакуация. В мае 1945г. впервые в советских школах были введены выпускные экзамены на аттестат зрелости. Установлены единые для всей страны дни экзаменов. Выпускники средних школ сдавали сочинение, алгебру с арифметикой и геометрию. Десятиклассникам русских школ были предложены следующие темы для сочинения: «Идейное богатство и душевная красота героев в романе М.Горького «Мать», «Слово о полку Игореве» как величайшее произведение русского искусства», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (А.С.Пушкин)». Выпускники 7-х классов сдавали алгебру с арифметикой, диктант и изложение, а выпускники начальной школы - арифметику и изложение. Также были введены испытания и в не выпускных классах: 5,6,8 и 9 классы проходили испытание по истории, но были отменены обязательные ранее испытания по военному делу, ученики 6 и 8 классов алгебру сдавали только письменно, в 9 классе вместо экзамена по физике и химии вводится экзамен по биологии. В не выпускных классах билеты и тексты заданий составляли сами учителя под присмотром директора.

История школы до Великой Отечественной войны

Послевоенная жизнь школы

Главная | Дума лицеистов | Подготовка к экзаменам | Форум | Фотогалерея
© Лицей им. М.В.Ломоносова
Hosted by uCoz